Главная » 2014 » Сентябрь » 23 » Под запрет попадет более половины российских СМИ, если Кремль поддержит проект по ограничению доли иностранцев в СМИ до 20%.
10:22
Под запрет попадет более половины российских СМИ, если Кремль поддержит проект по ограничению доли иностранцев в СМИ до 20%.

Госдума рассмотрит в первом чтении проект об ограничении иностранного владения СМИ, сообщили в нижней палате парламента. В пояснительной записке к проекту сказано, что сейчас иностранные лица могут контролировать СМИ, а это в отдельных случаях угрожает информационной безопасности государства и наносит вред правам и свободам российских граждан.

Поправки внесли депутат от ЛДПР Вадим Деньгин, депутат от «Справедливой России» Владимир Парахин и коммунист Денис Вороненков, поддержал их замруководителя фракции «Единая Россия» Сергей Железняк. Предлагается ограничить долю иностранцев в СМИ 20%. «Медиа во многом определяют предпочтения граждан и формируют общественное мнение, — считает Железняк, — а контроль иностранцев над СМИ — один из способов скрытого воздействия на страну и принимаемые решения». По словам думских собеседников «Ведомостей», законопроект — инициатива администрации президента и скорее всего, быстро пройдет через парламент. Один из федеральных чиновников сомневается, что такой странный и параноидальный проект станет законом.

Сотрудник администрации президента не открыл автора поправок, но подтвердил, что Кремль поддерживает проект: «Инициатива не противоречит международной практике, а в некоторых случаях повторяет ее». У пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова нет информации, что проект обсуждался с администрацией.

Это уже не первая попытка ограничить иностранцев в СМИ: так, в прошлом году депутат Евгений Федоров предлагал приравнять СМИ с зарубежным финансированием к иностранным агентам, но тогда эти поправки даже не были рассмотрены Госдумой.

Как защититься от иностранцев законодательным путем

Согласно новым поправкам владеть 20% и более уставного капитала учредителя любого российского СМИ не может иностранное государство, международная организация, иностранное юрлицо, российское юрлицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин России с гражданством другой страны. Запрещается и непрямое владение: иностранцы не могут даже косвенно управлять или контролировать 20% и более юрлица, которое выступает акционером СМИ. Если эти нормы не будут соблюдены к 1 января 2017 г., деятельность СМИ приостанавливается.

Сейчас в законе о СМИ ограничения действуют только для иностранных учредителей эфирных телеканалов и радиостанций, которые вещают на территории, где проживает половина и более населения России: не более 50% уставного капитала. А в законе об иностранных инвестициях указано, что иностранцы могут купить долю в таких телеканалах и радиостанциях, а также в печатных СМИ тиражом 1 млн экземпляров и более с одобрения правительства. Такое одобрение понадобилось, например, когда в 2011 г. американская Disney покупала у Алишера Усманова и Ивана Таврина 49% акций канала 7ТВ (сейчас канал Disney).

Если поправки будут приняты, под запрет попадет более половины российских СМИ, рассуждают руководители медиакомпаний: многими медиа в стране владеют офшоры (см. врез). Российские медиакомпании очень часто регистрируют активы на офшоры из-за налогов, объяснил топ-менеджер медиахолдинга: при продаже российского юрлица необходимо платить в бюджет 24% прибыли, при сделке между офшорами — гораздо меньше.

У многих российских медиа — реальные иностранные владельцы. Самое крупное из них — CTC Media (каналы CTC, «Домашний» и «Перец», капитализация — почти $1,5 млрд): 37,9% у шведской MTG Group, блокпакет — у кипрского Telcrest Юрия Ковальчука и его партнеров, остальное — в обращении на NASDAQ.

Гендиректор CTC Media Юлиана Слащева заявила, что компания будет следить за рассмотрением законопроекта, и отказалась от других комментариев. Человек, близкий к холдингу, говорит, что, если закон примут в таком виде, это будет означать, что CTC Media придется уйти с биржи: невозможно гарантировать, что 20% ее акций не будут куплены иностранными инвесторами.

Второй после ВГТРК по охвату аудитории владелец неэфирных каналов в России — шведский Viasat. Среди нероссийских неэфирных каналов также Discovery, Animal Planet и десятки других СМИ. «Если эти нормы будут приняты, недавний запрет рекламы на платных каналах станет меньшей из проблем», — расстроен руководитель одного из таких каналов.

Иностранцы владеют крупнейшими издательскими домами — Sanoma Independent Media (SIM), Conde Nast, Hearst Shkulev Media, Burda. Нероссийские владельцы есть у журнала Forbes (его здесь издает немецкий Axel Springer), радиостанции «Эхо Москвы» (один из ее владельцев — Владимир Гусинский, гражданин Израиля), «Ведомостей» (газетой владеют финская Sanoma, американская The Wall Street Journal и британская Financial Times) и даже бесплатной Metro (ее совладелец — одноименная шведская компания).

Очевидно, эти изменения серьезно осложнят продажу финской Sanoma российских активов: основной претендент — американец Питер Герви.

Это также может означать частичное снижение долей другими акционерами журналов и газет SIM — американской Hearst, итальянской Mondadori и т. д.

Но есть СМИ с иностранным участием, которых новый закон не затронет, — информационные агентства Bloomberg и Reuters: их редакции работают в России по аккредитации, что позволяет им не получать местную регистрацию СМИ. Но для иностранных телеканалов, радиостанций и печатных СМИ такое невозможно.

Большинство опрошенных «Ведомостями» руководителей СМИ неофициально говорят, что в ужасе от предложений депутатов, не видят в них логики и надеются, что поправки не пройдут. «Только, пожалуй, в Китае есть такие жесткие ограничения для иностранцев. Если нормы будут приняты, это означает полный передел российского рынка СМИ, которому и так сейчас очень не сладко из-за экономического кризиса», — рассуждают они.

Представители Союзов журналистов России и Москвы Всеволод Богданов и Павел Гусев назвали закон разумным и адекватным.

Представительница председателя правительства Дмитрия Медведева Наталья Тимакова заявила, что правительство сформулирует позицию по проекту, когда документ будет официально направлен из Госдумы, и отказалась от других комментариев.

Так же поступил представитель Минкомсвязи. «Как в случае с другими проектами, спущенными администрацией президента, уже давно никто не ждет отзыва правительства на изменения», — рассуждает сотрудник правительства.

Представители «Первого канала», ЮТВ (совладелец канала Disney), «Газпром-медиа», Viasat, Hearst Shkulev Media вчера отказались от комментариев. С представителем «Эха Москвы» вчера связаться не удалось.

http://www.vedomosti.ru/politics/news/33555421/kitajskij-podhod-k-smi

Просмотров: 611 | Добавил: ГАМ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]